среда, 24 апреля 2013 г.

Российское машиностроение после вступления России в ВТО

Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Процесс согласования условий длился целых 18 лет. Что же изменилось? Какие первые итоги? Итоги есть - инновационного прорыва в промышленности не получилось. Его никто и не ждал - а вот, что не удалось сохранить достигнутое, - это стало неприятной реальностью.
В этой статье рассмотрены проблемы только машиностроения после вступления России в ВТО. Так сказать- первые итоги в одной из определяющих отраслей.
В ВТО только вступили, но уже четко прослеживается отрицательная динамика рынка машиностроительной техники. По данным Союза машиностроителей, которые можно найти на его сайте, отгрузка тракторов, сельхозмашин, коммунальной и дорожно- строительной техники за 2012 год снизилась в среднем на 25% в сравнении с 2011 годом. Наблюдается падение поставок отечественной техники как на внутренний, так и на внешний рынки. Уменьшение экспорта в 2012 году в сравнении с 2011 составило в среднем 27,1% (не можем продать свое). Одновременно растет импорт (покупаем чужое). Получается, в целом отечественные производители от вступления в ВТО проигрывают – импорт вытесняет нашу продукцию с внутреннего рынка и не пускает на внешние. Вопрос стоит так- выживет ли российское машиностроение?
После вступление России в ВТО оно вынуждено вступить в конкурентные бои с зарубежным машиностроением в тяжелейших условиях, например, кредиты европейские производители получают под 1,5% годовых, российские же производители под грабительские 12%. Интересно, что на заседании либерального крыла партии "Единой России" президент российской ассоциации банков сообщил товарищам по партии,что банковский кредит у нас такой высокий, потому что большую часть его банки платят силовикам и прочим структурам за "крышу". Значит, деньги есть, но не для промышленности? Без нормального кредита, а не грабительского, машиностроение не поднять.
Получается в ВТО вступали,но поправку на коррупцию не сделали. Рассчитывали, наверное,что коррупции к моменту вступления в ВТО не будет, но она есть. Коррупция - она ВТО не боится, она не дает России эффективно бороться за рынки сбыта.
В 1990 году машиностроение в России занимало чуть более 30% в общем объеме промышленного производства ( после тяжелых перестроечных лет). Сейчас доля машиностроения продолжает падать и уменьшилась до 20%( есть оценки, что уже уменьшилось до 15%, на Украине с тех же 30% произошло падение до 12%). То есть, один из самых главных показателей технического и промышленного развития страны уменьшился в лучшем случае в 1,5 раза. Этот показатель итак был не очень высок. Чтобы понимать его значение, надо учитывать, что в экономически развитых странах на долю машиностроения приходится от 30 до 50% общего объема промышленной продукции( 30% - это нижний рубеж). К примеру, в Германии данный показатель –53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%. Только такой уровень развития машиностроения обеспечивает техническое перевооружение (вот почему у нас не получились инновации и модернизации) всей промышленности каждые 8-10 лет. Там же на заседании либерального крыла "единороссов" прозвучала цифра, что в России на сегодня всего 1300 успешных предприятий ( в 2004 году было более 2000) , в основном это предприятия ВПК.

Стремительное уменьшение масштабов российского машиностроения(кроме ВПК) сопровождается не менее стремительной его научно-технической деградацией. Та продукция, которую ещё самостоятельно выпускает машиностроительный комплекс России больше похожа на технические музейные экспонаты времен СССР, чем на что-то современное . К примеру, в США ежегодно на научные исследования в области машиностроения расходуется в среднем 2-2,5% ВВП, в странах Евросоюза – около 3% ВВП, а у нас эта цифра исчисляется, в лучшем случае, на уровне 1,2% ВВП. Причем, даже очень редкие наши новинки оказываются на невысоком техническом и эксплуатационном уровне ( пример,лайнер СуперДжет 100).
Выводы: вступление России в ВТО обострило проблемы в российском машиностроении ( и без того проблемном), в первую очередь в его неэффективном управлении, и как следствие, его технической отсталости. Нас как бы опять бросило в конец перестроечных 80-х годов, когда мы впервые вышли из-за железного занавеса на рынок, убедились в своей неконкурентоспособности , потеряли тысячи предприятий и , самое страшное, в том обвале промышленности и сельского хозяйства, - развалили страну.



Комментариев нет: