четверг, 8 января 2015 г.

Мистрали не нужны?

 Как известно президент Франции заявил, что его страна аннулирует сделку с Россией по продаже ударных вертолётоносцев класса «Мистраль». 

Договор по закупке вертолётоносцев класса «Мистраль» Россия заключила с Францией в декабре 2010 года. Согласно ему, два вертолётоносца должны быть построены на французских судоверфях, а ещё два — по французской лицензии.

Стоимость строительства двух кораблей во Франции составляет 1,15 миллиарда евро, из которых к сегодняшнему дню Россия выплатила уже около 700 миллионов евро.

С самого начала этой истории среди российских военных экспертов разгорелись яростные споры о том, нужны ли вообще России подобные корабли. Многие открыто называли контракт о покупке «Мистралей» очередной пустой и бессмысленной инициативой тогдашнего главы оборонного ведомства Анатолия Сердюкова ( "табуреткина"). 

Парадоксально, но российские военачальники поначалу даже не могли объяснить, для каких целей приобретается корабль, который по своим задачам изначально предполагает ведение наступательных действий.

После некоторой паузы всё-таки было объявлено, что построенные во Франции корабли будут приписаны к Тихоокеанскому флоту. В бухте Улисс уже начата постройка пункта базирования вертолётоносцев, которая должна быть завершена в 2017 году.

Проблемное приобретение

Среди скептиков, сомневающихся в необходимости «Мистралей» в России, есть и такой влиятельный человек, как вице-премьер Дмитрий Рогозин. Чиновника смущает то, что «Мистраль» по своим характеристикам не может использоваться в ледовых условиях, да и в проекте все сделано по стандартам НАТО. Для Франции, предполагавшей применение вертолётоносцев в Африке, это нормально, а для России — как минимум странно.

Бывший командующий Черноморским флотом России адмирал Владимир Комоедов в комментарии РИА Новости и вовсе охарактеризовал «Мистрали» как «консервные банки».

Адмирал имел в виду то, что у вертолётоносцев крайне слабая защита и они легко уязвимы. Кроме того, по договору Франция не передаёт нам всю «электронную начинку» корабля, а устанавливает только её часть, то есть фактически России придётся дополнительно оснащать своё приобретение.

Кстати, два «Мистраля» во Франции строятся лишь частично — кормовая часть изготавливается на российском Балтийском заводе, после чего перегоняется для окончательной сборки во Францию.

Есть проблемы и с собственно вертолётами. Дело в том, что «Мистрали» изначально спроектированы не под российские вертолёты, которые выше, чем те, что используют французы.

Предполагается, что на вертолётоносцах будут размещаться ударные вертолёты Ка-52 «Аллигатор» и транспортные Ка-29, однако скептики опасаются, что в итоге России придётся приобретать ещё и иностранные вертолёты для оснащения судна.

Что касается вооружения самих судов, то оно будет новейшим и целиком российским. Установка его на вертолётоносцы должна занять ещё около года после передачи кораблей России.

Десантный корабль «Мистраль». Фото: Commons.wikimedia.org

Нужен ли президенту конфликт с судостроителями?

Первый вертолётоносец, строящийся для России, получивший название «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года, а первый испытательный выход в море совершил буквально только что, 6 марта 2014 года. Сдача его ВМФ России запланирована на 2015 год. Второй вертолётоносец, «Севастополь», должен войти в строй годом позже.

Итак, по мнению военных экспертов, Россия за весьма серьёзную цену приобретает у Франции корабли, которые ей, по большому счёту, не очень нужны и которым приходится придумывать цели применения.

И вот теперь Франция вознамерилась наказать Россию, отказав ей в поставке «Мистралей». То есть французское правительство решило избавить российских военных от лишней головной боли, причём ещё и заплатив за это.

По данным источников в Объединённой судостроительной компании, контракт на покупку «Мистралей» составлен так, что в случае отказа от выполнения обязательств Франции придётся не только вернуть уже заплаченные Россией 700 миллионов евро, но и выплатить дополнительно сотни миллионов евро неустойки.

Больше того, администрация президента Франсуа Олланда рискует окончательно подорвать свои позиции внутри страны. Дело в том, что вертолётоносцы строятся на судоверфях в Сен-Назере, которые известны своим чрезвычайно мощным профсоюзом. Отказ от сделки с Россией лишает членов профсоюза заработка, и подобная «вольность» французских властей чревата для них «майданом» уже на собственной территории.

Кто кого в такой ситуации подвергает санкциям, судите сами. Россия получается избавляется в случае не поставки от ошибок "Табуреткина". Тем более Крым  теперь в составе России, а судостроители Севастополя заявили, что они построят подобные корабли под требования российского ВМФ гораздо дешевле! 

Комментариев нет: