пятница, 2 июня 2017 г.

Латвийский "Титаник": как это было

«Маяковский» вошел в историю Латвии как рижский «Титаник». Правда, в отличие от
«Титаника» настоящего, он был не суперсовременным кораблем, а всего лишь прогулочным
пароходиком, переделанным из старой речной посудины «Вилнис». В августе 1950–го все рижские газеты пестрили объявлениями о том, что с 13–го числа
начинается пассажирское сообщение между Комсомольской набережной (ныне набережная
11 Ноября) и Межапарком. Народ, отвыкший за годы войны от подобных развлечений,
в жаркий воскресный день ринулся к Даугаве. В 2005 году журналист газеты «Час» Даниил Смирнов, опросив очевидцев, восстановил
картину той трагедии. 13 августа на лестницах причала Комсомольской набережной
собралось огромное число людей. Когда к полудню «Маяковский» вернулся из своего первого,
утреннего, рейса из Межапарка, на его нижней палубе стояла группа московских пионеров.
Но сойти на берег им не дали — стоявшие на пристани бросились на судно, стараясь поскорее
занять лучшие места. «Люди карабкались на пароход, как муравьи. Капитан кричал на них… Но его никто не слушал», — писал очевидец Вилис Кугауда. Когда количество людей на пароходе превысило допустимые нормы, он осел в воду по самые
иллюминаторы и стал потихоньку раскачиваться. Как потом подсчитала следственная
комиссия, при расчетных 150 пассажирах на пароходике оказалось 350. «Пароход качало. Он качнется в одну сторону, и люди в панике бегут на другой борт. Так они
и бегали с одного борта на другой, в то время как судно, черпая воду, медленно погружалось,
— рассказал газете участник событий Мудир Галлямов. — Пассажиры, сообразив, что дело
плохо, начали прыгать с тонущего парохода на причал. Мужчины пытались как–то бросить
на набережную жен и детей. Тем временем судно отнесло на 6 метров от пристани, где оно
стало тонуть. Люди попадали в воду. Все цеплялись за лестницы набережной, соскальзывая в воду. Выбраться на берег было
практически невозможно. Людей там было что сельдей в банке, они цеплялись друг за друга
и вместе шли на дно. Спаслись только те, кому хватило благоразумия вырваться из толпы
и отплыть подальше, — описывает Мудир Галлямов страшную картину. — А также
уцепившиеся за капитанский мостик, который возвышался над водой, и молодые люди,
у которых хватило сил доплыть против течения к понтонам моста». Минут через десять на берегу появились трое человек с водолазным оборудованием —
курсанты из Высшего Краснознаменного артиллерийского училища береговой обороны. Тогда
оно располагалось в здании нынешней детской поликлиники напротив памятника Красным
латышским стрелкам. При спасении людей погиб один из курсантов. «Вдоль набережной на скамейках лежали мертвые, кому–то делали искусственное дыхание.
Все были в панике, говорили, что в трюмах находились дети. Начальник нашего цеха был
на том пароходе с женой и дочкой. Они находились на палубе. Он не растерялся и, когда
пароход качнуло в сторону берега, догадался выбросить дочку с женой на пристань. Бросив
чемодан в воду, прыгнул сам и выплыл. Он был молод. А наш рабочий, годами постарше,
успел спасти только жену. Сам уже не смог выбраться», — рассказала газете очевидица трагедии Антонина. «В той катастрофе погибли моя подруга Ирина Маменко, которая была на седьмом месяце
беременности, и ее сын Андрей 5—6 лет, — вторит ей Александра Кузовкова. — Муж
Александр отговаривал ее от прогулки на пароходе, учитывая ее положение. Но она настояла.
Александр прыгнул в воду и выплыл. А потом сидел на берегу и ждал, спасут ли беременную
жену с сыном. Их вытащили, но откачать не удалось». На железнодорожном мосту в тот день трудилась бригада рабочих во главе с Нахманом
Розенбергом. При работе на мосту, согласно требованиям техники безопасности тех лет, под
ним стояла моторная лодка со спасательными кругами. Бросившись на помощь, рабочие
во главе с Нахманом Розенбергом спасли 15 человек. Еще около 70 человек спасли 26 студентов Московского энергетического института, которые
в этот момент проезжали на грузовике по Понтонному мосту. Они связали пояса и бросили
их утопающим. И все же масштабы катастрофы были ужасны: погибли 147 человек, из них 48 детей.
Председатель горисполкома Риги после этого покинул свой пост. 6 должностных лиц получили
длительные сроки заключения. Отрывок.
Статья Гюнтера КОНЕВА 
Это фото с места событий. Заместитель начальника по восстановлению железнодорожных мостов Рижской дистанции
пути Нахман Розенберг находился в тот день на Железнодорожном мосту вместе с бригадой.
От жаркой погоды монолитные рельсы расширялись, и нужно было регулировать приборы.
Поэтому бригада железнодорожников и оказалась на мосту в этот жаркий воскресный день. — Поскольку мы работали на мосту, то, согласно требованиям техники безопасности, под ним
стояла моторная лодка. В ней были спасательные круги, — рассказал Нахман Григорьевич. Как только рабочие услышали крики со стороны набережной и увидели людей в воде, Нахман
Розенберг с бригадой схватили спасательные круги, сели в лодку и устремились на помощь
тонущим. — Минут за 15 мы добрались до места трагедии. И начали вытаскивать из воды
барахтающихся людей. Нам удалось вытащить человек 15, — рассказал Нахман Розенберг.

Комментариев нет: