среда, 10 декабря 2008 г.
Почему в России дорогой бензин?
В России цены на бензин одни из самых высоких среди нефтедобывающих стран. Если рассмотреть цены на бензин в нефтедобывающих странах за литр в пересчете на рубли и применительно к нашей марке АИ-92, то получится следующая картина: Норвегия – 60; Россия – 22; Китай – 19; США – 17,5; ОАЭ -10; Саудовская Аравия – 4,4; Иран – 2,5; Венесуэла – 1,3. Среди не добывающих нефть стран: Сьерра-Леоне – 130; Босния-Герцеговина- 77; Великобритания и Нидерланды по 60; Сейшельские острова – 6,8 .
Будучи в мае 2008 года в не добывающем нефть Египте, я все время слышал возмущение египетских таксистов, о том, что бензин (в пересчете с египетских фунтов) подорожал с пяти до восьми рублей, что привело к удорожанию жизни и антиправительственным выступлениям в некоторых городах. Когда я говорил, что в России бензин стоит почти доллар, мне никто не верил.
По расчетам наших экономистов, справедливая цена на бензин в России была бы 15-17 рублей за литр (декабрь 2008года). Дешевле тоже, видимо, нельзя, более дешевый бензин канистрами вывезут в Прибалтику и на Украину, а на коррумпированную российскую таможню нет никакой надежды.
Раньше рост цен на бензин нефтяные компании объясняли просто – растут мировые цены на нефть. Теперь, когда мировые цены на нефть упали, нефтяные компании нашли другое объяснение, почему в России не снижаются цены на бензин – высокие налоги. Косвенно,- да, это влияет на цену бензина, но на самом деле главных причин две, причем, вторая вытекает из первой. Первая: полное невыполнение своих обязанностей Федеральной антимонопольной службой (ФАС), вторая: сговор и монополизм нефтяных компаний( на 50% государственных). ФАС, видимо, не имеет больших полномочий и желания вмешиваться, а нефтяные компании установили монополизм на всю цепочку нефтепереработки и творят полный произвол. Нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы бензин дорожал ( прибыли остается больше) и легко этого добиваются, создав вертикально - интегрированные корпорации контролирующие добычу, транспортировку, переработку и продажу нефтепродуктов. Да и зачем им продавать бензин дешевле, если дорогой успешно продается? Если правительство действительно хочет снизить цены на бензин, то необходимо обеспечить настоящую конкуренцию в этом бизнесе, а антимонопольную службу наделить «драконовскими» полномочиями и заставить работать.
Юрий Чашин. http://chash24.blogspot.com
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий