суббота, 27 октября 2012 г.

Как казаки в Китае оказались

История российского казачества трагична. Большинство казаков не приняли Советскую власти, активно с ней боролись и, в итоге, если не погибли, то оказались за границей. Возможно, не совсем типична история жизни моего деда- донского казака по происхождению, не принимавшего участия в боях с красными, но революция не щадила никого - дед оказался в Китае, где умер от сердечного приступа в 1940 году.
Родился Трофим Чашин в казачей семье в верховьях Дона, в станице Усть- Бузулук, в году 1895, возможна ошибка в плюс - минус один год. Я не знаю - какое дед получил образование, но , видимо, не очень высокое, т. к. на военной службе он был в унтер-офицерских званиях. Казаков на Дону было много, земли всем не хватало, а в отдаленных районах Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока земля была в избытке, не хватало рабочих рук. Поэтому была разработана царским правительством программа ( сейчас бы такая программа тоже  была  к месту) переселения казаков из Европейской части России в ее Азиатскую часть. Перед самой Первой мировой войной семья Чашиных переселяется из Усть- Бузулука в Забайкалье. Не знаю, что послужило причиной переезда- неважные урожаи, истощение земель( со слов отца,Чашины выращивали овощи) или солидные подьемные, выделяемые царским правительством переселенцам, а возможно, и то и другое.
Так или иначе, но призывался Трофим на Первую мировую уже из Забайкалья. Дальше тоже неожиданный поворот судьбы, - несмотря на то, что казаки - это конные воины, дед попадает на автомобиль. Не знаю, выучился шоферскому делу (тогда очень престижному) дед до призыва или уже в армии, но он на всю жизнь стал водителем, ремонт и эксплуатация автомобилей стало его профессией. Он служит механиком в гараже в звании казачьего унтер- офицера, Трофим Чашин - вахмистр в сводном казачьем полку в Петербурге, тогда уже Петрограде. Сводный казачий  полк   - это охрана и опора российского царя, здесь представлены казаки из всех российских казачьих  краев, - донцы, запорожцы, сибиряки и т.д. Почетно служить в таком полку, но оказалось еще и опасно. Много  раз казаки пресекали выступления и демонстрации против царя - большевики их ненавидели.
 После революции  царскую охрану разогнали - казаки изгои у Советской власти. Добираться домой в Забайкалье надо было по железной дороге  через ненавидящую казаков Красную Россию, много друзей не досчитался Трофим, добираясь  домой.В пути погиб, расстрелянный красными, его лучший друг.
Дальше не знаю - воевал ли дед в Гражданскую войну против Советов, но воевать с красными после Гражданской войны он отказался, он считал, что раз народ выбрал себе такую власть, то пусть с ней и живет, он против народа не пойдет.
Сибирские, забайкальские, дальневосточные казаки в двадцатые годы перебрались, от уничтожавшей  их Советской власти, в Китай. Уходили целыми станицами- Советская власть их не удерживала. Большая часть казаков поселилась у границы с СССР( было сформировано несколько дивизий) и участвовала  в нападениях на красных. Часть казаков пошла на службу к местным китайским царькам и стала участвовать во внутренних китайских  разборках. Часть казаков пошли служить в  охране КВЖД - тогда фактически независимой буржуазной русской республике на территории Китая (со столицей в Харбине), существовавшей до Второй мировой войны.
Дед, перебравшись в Китай,  отказался идти на службу к атаману Семенову, чем очень обидел многих своих сослуживцев, он открыл мастерскую по ремонту автомобилей, но больше занимался грузовыми перевозками, спрос был на перевозки большой и дела пошли хорошо.
Отец помнит в 30-е годы, когда обиды забылись, у них частенько бывали гости, это были бывшие сослуживцы и земляки деда - все казаки были в форме и их  "казачата" тоже были в форме, чему отец по-мальчишески  очень завидовал, т.к. казачьей формы у него не было,  дед больше не служил и сам формы не носил.

Из Петрограда со службы дед вернулся не один, а с женой - красавицей полькой Моникой с дому Шпаковских, приехавшей в Питер из Варшавы,  моей бабушкой. Полька училась  в Питере, а потом была  гувернанткой и где-то в революционном Питере познакомилась с  казаком.  Женитьба на польке- католичке, басурманке,  вызвало огромное недовольство в православной семье Чашиных, большинство которых  оказалось в Китае.  Знаю, что старший брат деда - Иван Чашин, на этой почве почти не общался с дедом. 
Казаки атамана Семенова ( выдан японцами НКВД и расстрелян в 1945 году)  после эвакуации были расквартированы в районе станции Маньчжурия . Часть казаков с конца 1920 г. перешла на службу к барону Унгерну и приняла участие в его походе на Слюдянку и Верхнеудинск в мае-августе 1921 г. В тридцатые годы дальневосточная граница СССР была серьезно укреплена и вооруженные набеги казаков прекратились,  многие казаки осели в Харбине. Навоевавшись, поняв бесперспективность попыток свергнуть вооруженным путем советскую власть на родине,  казаки занялись обустройством собственной жизни в Китае.
Многие казаки устроились очень даже неплохо и еще 20-30 лет прожили спокойно, фактически при капитализме, но после  победы революции в Китае и передачи  КНР русской железной дороги КВЖД -  в 40-50х годах (китайцы стали вытеснять русских ), большинство казаков и их потомков, понимая что их не ждет в СССР ничего хорошего,  эмигрировало в Австралию, Бразилию. Казаки (кто дожил) и  потомки казаков, не участвовавшие  в пограничных  боях и преступлениях   против Советов(а это меньшинство), и то только после смерти Сталина,  смогли вернуться в СССР. Так вернулся на родину мой отец, Чашин Олег Трофимович, 1926 года рождения, ставший известным врачом в Риге, кандидатом медицинских наук, скончавшийся в 1996 году. Бабушка Моника тоже скончалась в Риге  в 1969 году.

И в конце небольшая история о том, что казак казака видит издалека. Однажды отец (жил в Риге) в 70-х годах, находясь в Москве в командировке, обедал в "Праге" (любимый его московский ресторан) и обратил внимание, что толстый респектабельный дядька,  вокруг которого бегают официанты, пристально смотрит на него. Вдруг дядька обращается к отцу: "Казак?" - "Да"- ответил отец."Я же вижу, что казак!"- обрадовался дядька. Оказалось,  дядька, - это замминистра сельского хозяйства СССР. Удивительно, но он был  происхождением из станицы рядом с Усть-Бузулуком. "Мы к вашим девкам ночью бегали"- сказал замминистра. По словам отца - посидели тогда два казака очень  хорошо.

На фото: Трофим, Олег, Моника -Чашины  г.Харбин 1931год







Комментариев нет: