Коммунизм - утопия. Призывы в обществе к его построению - преступление. Преступная идеология в СССР порождала преступное замалчивание катастроф. Наиболее характерный пример – катастрофы в советской авиации. В СССР у руководителей в ходу была фраза: «В Советском Союзе самолеты не падают!» Произносившие ее партийные чиновники тем самым пытались на корню пресечь любое упоминание о летных происшествиях. Хотели доказать всему миру, что советское самое лучшее, на самом деле мы все сильнее отставали в техническом развитии от капиталистических стран. А самолеты падали — независимо от чьих-то желаний. Скрывались практически все авиакатастрофы. Истинные причины катастроф часто замалчивали ( если причины подрывали авторитет СССР), даже в ущерб дальнейшей безопасности полетов. И только если невозможно было скрыть авиакатастрофу, тогда давалось сообщение в прессе, обычно на последней странице в газете мелким текстом.
В 1979 году я играл в футбол и очень им интересовался, и в августе читая «Советский Спорт», увидел крохотную заметку о гибели «Пахтакора» ( ее размер и мелкий шрифт мне запомнился на всю жизнь) - к неудовольствию партийных руководителей скрыть это происшествие было невозможно. Все-таки команда высшей лиги, думаю, будь команда рангом ниже, то трагедию постарались бы скрыть. Но публикаций об истинных причинах столкновения 11 августа в воздухе в районе Днепродзержинска двух самолетов Ту 134А, сколько я не искал, так нигде больше и не нашел. Только после развала СССР стало известно, что причиной трагедии была нелепейшая ошибка диспетчеров: ответ одного экипажа диспетчер принял за рапорт другого, не потребовав повторения. Два диспетчера были осуждены на 15 лет каждый.
Практически замолчали эту жуткую авиакатастрофу. Есть свидетельства очевидцев: «Падение лайнеров после столкновения наблюдал экипаж самолета Ан 2 под командованием летчика И.А. Чернова, выполнявшего регулярный рейс по маршруту Черкассы — Донецк. Второй пилот закричал: «Игорь Александрович, смотри, смотри!» Немного правее их курса, в опасной близости, из облаков падали обломки самолета - искореженный хвост, куски крыла, стойки шасси и… люди ( с высоты 8600 метров)».
Или трагедия на военном аэродроме в городе Пушкине под Санкт-Петербургом 7 февраля 1981 года. Самолет ВМФ СССР Ту-104 перевернулся и погиб на взлете. О той трагедии до сих пор командование российского флота старается не вспоминать. Причина этого проста – кошмарная авария была мгновенно засекречена, и до сих пор ее истинные причины называются очень неохотно. Скрыть о том, что погибло практически все командование Тихоокеанским флотом СССР, было невозможно. По телевидению и в прессе о катастрофе не сообщили. Единственная газета, которая поместила крохотную заметку о случившемся, — «Красная звезда». На предпоследней странице написали, что в авиакатастрофе разбились командующий Тихоокеанским флотом СССР адмирал Э.Н. Спиридонов, начальник политуправления Тихоокеанского флота вице адмирал В.Д. Сабанеев, командующий Военно Воздушными Силами Тихоокеанского флота генерал лейтенант авиации Г.В. Павлов и другие. А «другие» — это еще 49 человек, среди которых — 16 адмиралов и генералов и 15 старших офицеров ( некрологи опубликовали только на Спиридонова, Сабанеева, Павлова).
Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели во Владивосток 52 человека. В ходе Великой Отечественной войны советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут разбились и сгорели сразу шестнадцать! А истинные причины трагедии таковы: все офицеры и адмиралы за неделю сборов и учений в Санкт-Петербурге ( тогда Ленинграде) перед праздниками отоварились дефицитом, которым в СССР было все: фрукты, одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Хвостовой отсек ТУ – 104 вместе с креслами полностью занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой ( первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны) и даже югославские и чешские мебельные гарнитуры-стенки. Все это «достали» офицеры – было в советское время такое выражение «достать». Еще везли с учений сотни килограммов планшетов, карт, схем - все это было опечатано в огромных металлических сейфах весом под тонну! Еще для какой-то надобности загрузили полтонны бумаги в двух рулонах – видимо, тоже дефицит. Экипаж видел перегруз хвостового отсека ( сообщил об этом диспетчеру), но не смог доложить и возразить командующему флотом, да еще на борту был командующий авиацией флота.
В гибели весьма поношенного самолета ТУ – 104 и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, перегруз хвостового отсека, человеческий фактор, внезапное усиление ветра ( возможно смещение груза после взлета). Самолет после взлета на 50 метров завалился на хвост и правый борт, а затем после падения загорелись 30 тонн керосина, они никому не оставили шансов выжить. Кстати, рассказывают, что после катастрофы вся полоса была засыпана дефицитными тогда апельсинами.
И последнее. В СССР практически не списывали самолеты. Конечно, старые самолеты убирали с важных центральных и зарубежных линий, но их просто переводили в Сибирь, на Дальний Восток, на Крайний Север, в Среднюю Азию или «Сельхозавиацию». Там они ремонтировались, эксплуатировались далее, и многие погибали в авиакатастрофах, о которых замалчивалось.
Очень похожая ситуация складывается в современной российской авиации, когда мы получаем в лизинг или покупаем западные самолеты, отлетавшие там десяток и более лет. Так западные авиакомпании выгодно освобождаются от подержанных самолетов, передавая их в страны «третьего» мира.
Юрий Чашин 03.09.2009 http://chash24.blogspot.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий