воскресенье, 30 января 2011 г.

Кончилось «японское чудо» "Japanese miracle" is over



Во времена СССР, в 70-80-х годах, японские товары бытовой электроники были большим дефицитом для советских граждан – купить, например, японский фирменный видеомагнитофон или магнитолу можно было только в комиссионном магазине за несколько тысяч рублей (при средней зарплате 200 рублей в месяц). Слово «Сони» для советских граждан было синонимом качества и надежности. Японская экономика («японское чудо») развивалась в те годы очень стремительно, захватывая мировые рынки сбыта.

В Китае тех лет советские товары были столь же популярны, как японские в СССР . Советский холодильник «Бирюса» или автомобиль «Волга» тогда были верхом мечтаний китайцев.

Прошло тридцать лет и все изменилось в мире – в Китае случился бурный экономический рост («китайское чудо»). Теперь Китай захватил практически все рынки сбыта в России и США, вытеснив с них японские товары.
Американская экономика еще держится на первом месте в мире с ВВП в 2010 году – 14.6 трлн.долларов (в основном за счет мощного финансового сектора с резервной мировой валютой - долларом). А вот японская экономика отступает и сдает одну позицию за другой. В 2010 году ВВП Японии составило 5.5 трлн.долларов, против 6 трлн.долларов у Китая.
По итогам 2010 года Китай стал второй экономикой среди всех стран, отодвинув Японию на третье место (2-е место она удерживала с 1968 года).
Как только стало известно о ВВП за 2010 год , Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) понизило долгосрочные кредитные рейтинги Японии с «АА» до «АА-», и это стало первым падением японских рейтингов с 2002 г. Понижение кредитных рейтингов, несомненно , в дальнейшем негативно скажется на японской экономике. Японии все сложнее справляться со своим $11-триллионным долгом из-за высокого бюджетного дефицита и дефляции.
Очень характерный пример – рынок мобильных телефонов. Казалось бы, в таком высокотехнологичном товаре Япония должна доминировать на мировых рынках. Изучите интересный подробный каталог мобильных телефонов с характеристиками моделей телефонов разных фирм. По статистическим данным, успехи японских мобильных «трубок» на международных рынках остались в прошлом. Знаменитый японский мобильник «Sony Ericsson» ( совместный с Швецией) несет последнее время убытки (затянулся кризис для этой фирмы), а другие японские «мобилки» - «Panasonic», «Sharp» или NEC, пользуются повышенным спросом только внутри своей страны. Вперед по спросу и прибыли выходят «мобилки»: китайские и финские «Nokia», южнокорейские «Samsung Electronics» и LG, американские «Motorola».

Кончилось «японское чудо», пришло « китайское» , ждем когда наступит «русское чудо».

Юрий Чашин 30.01.2011

Комментариев нет: