среда, 21 января 2009 г.
Стагфляция - новое экономическое понятие
Российская экономика в 2009 году вплотную приблизилась к состоянию стагфляции. Термин новый и непривычный, но именно он наиболее точно характеризует нынешние экономические тенденции. Стагфляция — состояние экономики, при котором застой в сфере производства и возрастающая безработица (стагнация) сочетаются с непрерывным ростом цен (инфляция).
Мир познакомился со стагфляцией в середине 70-х гг. на примере кризиса в США. Тогда, тоже в результате высоких цен на нефть, прироста ВВП в Америке не стало, инфляция достигла рекордных для США 11%, а безработица 9%. Спасателем американской экономики тогда стал Рональд Рейган (столь нелюбимый в СССР, объявивший нас «империей зла») с его знаменитой и абсолютно правильной монетарной “рейганомикой”. За счет комплекса кардинальных мер, прежде всего, по снижению инфляции, удалось восстановить экономическое равновесие. Примерно что-то похожее сейчас делает правительство России , увеличивая ставку рефинансирования, стараясь этим уменьшить инфляцию. Большинство мировых экономик пошло другим путем – снижают ставку рефинансирования, повышая доступность кредитов для предприятий. Возможно путь, выбранный Россией окажется правильным, ввиду того ,что в России, по сравнению с другими странами, очень высокая инфляция и именно на борьбу с ней надо бросить все силы. Опыт борьбы у России со стагфляцией есть - примером стагфляции может служить состояние экономики России в 1991-1996 гг., когда при росте цен в десятки раз, произошло падение ВВП почти в три раза.
Согласно теории макроэкономики, причинами стагфляции являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов , а также антикризисные мероприятия, проводимые государством по "управлению спросом" (например, гос. закупки) и "регулируемому" росту цен. Направив свои силы на борьбу с инфляцией, правительство России продолжает поддерживать убыточные предприятия( например, АВТОВАЗ или КАМАЗ), которые кризис призван уничтожить, тем самым, давая повод стагфляции захватить экономику страны. Очень симптоматичными мне показались январские новости 2009 года: КАМАЗ стоит (нет спроса), а «Вольво» открыл новый завод грузовиков в Калуге и спрос на новые грузовики неограничен, несмотря на кризис. Да, КАМАЗ градообразующее предприятие, но нет уже дальше возможности выпускать грузовики со сроком эксплуатации 2 года максимум, которые по времени больше ремонтируются, чем ездят. Рынок не обманешь, ему надо только не мешать. Именно так можно преодолеть кризис в России.
Эксперты МВФ предсказывают высокую степень вероятности погружения мировой экономики в состояние стагфляции. Мир не видел подобного состояния уже 30 лет. Более того, если 30 лет назад стагфляция носила местный характер, то в сегодняшних условиях это будет проблема глобального масштаба, не обещающая скорого решения.
Юрий Чашин http://chash24.blogspot.com
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий