пятница, 28 ноября 2008 г.

Пост о том,как маленькая Латвия Россию победила




Мало кто из россиян помнит про день 6 июля 1918. А этот день мог быть национальным праздником России на долгие века. Сложись удачно этот день, возможно, не было бы Второй мировой войны с грандиозными потерями, ГУЛАГа точно не было бы в нашей истории. Не было бы политического средневековья во главе со Сталиным. Всего перечисленного не было бы, если бы не латышские стрелки.
В 1918 году земля горела под ногами большевиков. Народ, пусть не очень грамотный, интуитивно чувствовал политический тупик Советской власти и сопротивлялся ей.
В феврале-марте 1918 года на советское руководство посыпались проблемы одна тяжелее другой. С одной стороны, германские войска в считанные недели оккупировали Латвию, Эстонию, значительную часть Украины и даже взяли Псков. С другой - было совершено неудачное покушение на Ленина и раскрыты еще два заговора. Да еще вокруг восстания ограбленных крестьян. Оставаться в Петрограде стало небезопасно. Но куда переезжать? В Москву? Ленин согласился: в Москву предварительно не сообщать, переезд организовать внезапно.
Конспирация была строжайшей. Только избранные были посвящены в реальные планы по переезду. Остальным сообщили, что правительство и партруководство переедут... в Нижний Новгород. Тайно, боясь собственной тени, ленинцы перебрались в Москву.
В Москве было не многим лучше. К лету 1918 года в городе практически не оставалось воинских частей, подчиняющихся правительству, что не удивительно, войска состояли из тех же крестьян. Спасти Ленина и К. могли только наемники и они нашлись – дивизия латышских стрелков.


К июлю 1918 года часть членов ЦК партии левых эсеров подготовили план вооружённого восстания с целью свергнуть правительство большевиков и фактически были готовы к установлению в России буржуазной республики. 5 июля на V Всероссийском съезде Советов представители партии левых эсеров (352 человека) выразили недоверие Советскому правительству.
6 июля двое левых эсеров, сотрудники ВЧК Яков Блюмкин и Николай Андреев, предъявив мандаты ВЧК, прошли в германское посольство в Москве. В ходе беседы Андреев застрелил германского посла графа Вильгельма фон Мирбаха, после чего убийцы скрылись в штабе отряда заговорщиков под командованием левого эсера Дмитрия Попова, размещавшемся в центре Москвы . Так началось восстание левых эсеров.
Мятежники арестовали председателя ВЧК Феликса Дзержинского, прибывшего в штаб с требованием выдать убийц посла Мирбаха. В ночь на 7 июля отряд Попова, насчитывавший около 1800 человек и имевший на вооружении несколько орудий и броневиков, начал вооружённые действия — захватил центральный телеграф и призвал части гарнизона присоединяться к восстанию. Восставшие продержались только одну ночь. Рано утром против мятежников начали наступление латышские части, вооружённые пулемётами, орудиями, броневиками. Командовал латышами Иоким Вацетис. В течение нескольких часов мятеж был ликвидирован.
Буржуазная республика в России не состоялась, демократические преобразования были отложены до 1991 года.


Много бед еще принесла России эта хорошо обученная, безжалостная дивизия.
Латышская стрелковая дивизия еще во время подготовки октябрьского переворота перешла на сторону большевиков, которые использовали эти части в вооруженном захвате власти. Сводная рота несла охрану Смольного, а позднее охраняла Кремль.
Латышские стрелки еще не раз выполняли карательные функции для большевистской партократии. Они активно участвовали в подавлении народных движений: Ярославского мятежа 1918 г., выступлений в Муроме, Рыбинске, Калуге, Саратове, Новгороде и др.
Латышская дивизия осенью 1919 г. участвовала в разгроме войск Деникина, отличилась в боях против войск Юденича под Петроградом. В 1920 г. Латышская дивизия вела бои с врангелевцами, в начале августа участвовала в захвате, а затем обороне Каховского плацдарма и в штурме Перекопа. Латышские стрелки занимали видные посты в Красной Армии, ЧК и партийном аппарате. Из их рядов вышли известные советские военачальники: И.И. Вацетис, Р.П. Эйдеман, Р.И. Берзин, Я.К. Берзин, К.П. Стуцка, Я.Я. Лацис и другие. Некоторых из них , как нежелательных свидетелей и участников преступлений большевиков , Сталин репрессировал в 1930-х годах.

Советская власть долго помнила услуги карателей русского народа, оказывая им почет и уважение, кидая подачки с барского стола. Вот воспоминание внучки великого русского писателя – Татьяны Толстой: «Помнится, еще в глухие 70–е годы я приехала в Ригу, зашла в магазин и прочла замечательную надпись: "Красным латышским стрелкам — куры вне очереди!" Я тогда про себя подумала: надо же! Эти стрелки нас всех в России постреляли, советскую власть нам и себе на голову установили, а теперь им еще куры без очереди! Так что если уж начинать искать виновных за оккупацию, то можно с этих красных стрелков и начать.»
Одно мне не понятно сейчас. Какие могут быть у Латвии претензии к России, когда латышские стрелки способствовали становлению советской власти ( фактически, они ее спасли), которая их же и оккупировала.
Юрий Чашин. http://chash24.blogspot.com

Комментариев нет: